Мы используем cookie-файлы. Соглашение об использовании
Ок
Муралы «Город-сад»
С первых дней Нижнекамск задумывался как город, в котором промышленность и природа существуют в равновесии. Этот замысел перекликался с лозунгом Владимира Маяковского «Здесь будет город-сад», который встречал первых строителей на въезде в город.

Цикл из четырех муралов на фасадах жилых домов по проспекту Шинников — единый визуальный рассказ о Нижнекамске и его ключевых особенностях, проявленных в балансе между природой, архитектурой и индустрией.

В полиптихе (композиция из четырех работ) художник использует оптические эффекты и изометрию: плоские изображения кажутся объемными, а при взгляде с определенной точки изображения собираются в единую композицию. Дополнительное измерение формирует светоотражающая краска — она создает иллюзию неба в муралах и меняет их в зависимости от времени суток и погоды.

Автор работ — Артем Стефанов (Москва). В своих масштабных муралах художник трансформирует предложенные для работы пространства, используя глитч-эффекты, оптические иллюзии, геометрические паттерны.
  • Артем Стефанов (Москва)
    Художник, автор муралов
С первых дней Нижнекамск задумывался как город, в котором промышленность и природа существуют в равновесии. Этот замысел перекликался с лозунгом Владимира Маяковского «Здесь будет город-сад», который встречал первых строителей на въезде в город.

Цикл из четырех муралов на фасадах жилых домов по проспекту Шинников — единый визуальный рассказ о Нижнекамске и его ключевых особенностях, проявленных в балансе между природой, архитектурой и индустрией.

В полиптихе (композиция из четырех работ) художник использует оптические эффекты и изометрию: плоские изображения кажутся объемными, а при взгляде с определенной точки изображения собираются в единую композицию. Дополнительное измерение формирует светоотражающая краска — она создает иллюзию неба в муралах и меняет их в зависимости от времени суток и погоды.
Муралы «Город-сад»
В своих масштабных муралах художник трансформирует предложенные для работы пространства, используя глитч-эффекты, оптические иллюзии, геометрические паттерны.
Художник, автор муралов
Артем Стефанов (Москва)

Начало

Первый мурал цикла — «Начало» — открывает визуальный рассказ о Нижнекамске, напоминая о его индустриальных истоках. Город появился на карте благодаря нефти: именно потребность в перерабатывающих мощностях породила рабочий поселок, инфраструктуру и в итоге сам Нижнекамск.

Композиция мурала показывает нефть как первичную материю, проходящую путь очищения: от насыщенного черного цвета к серебристым переливам светоотражающей краски. Эта цветовая градация символизирует трансформацию, рождение энергии, питающей город, и одновременно отсылает к архивным черно-белым фотографиям из фонда Нижнекамского городского архива, где зафиксированы первые шаги становления города и промышленной индустрии.
Начало
Первый мурал цикла — «Начало» — открывает визуальный рассказ о Нижнекамске, напоминая о его индустриальных истоках. Город появился на карте благодаря нефти: именно потребность в перерабатывающих мощностях породила рабочий поселок, инфраструктуру и в итоге сам Нижнекамск.

Композиция мурала показывает нефть как первичную материю, проходящую путь очищения: от насыщенного черного цвета к серебристым переливам светоотражающей краски. Эта цветовая градация символизирует трансформацию, рождение энергии, питающей город, и одновременно отсылает к архивным черно-белым фотографиям из фонда Нижнекамского городского архива, где зафиксированы первые шаги становления города и промышленной индустрии.

Контекст

Нефть в Татарстане искали несколько столетий: первое упоминание о «казанской» нефти относится к XVII веку, а первые попытки ее переработки предпринимались уже в XVIII. Серьезная разведка началась лишь в XX столетии, а 25 июля 1943 года из Скважины №1 близ села Шугурово впервые был получен первый промышленный приток нефти. С этого момента началась история большой нефти региона.

25 декабря 1960 года стартовало строительство нового города: рабочие жили в вагончиках по 12 человек. Уже через четыре месяца поселок получил название Нижнекамский, а 22 сентября 1966 года был преобразован в город с населением около 40 тысяч человек.
Контекст
Нефть в Татарстане искали несколько столетий: первое упоминание о «казанской» нефти относится к XVII веку, а первые попытки ее переработки предпринимались уже в XVIII. Серьезная разведка началась лишь в XX столетии, а 25 июля 1943 года из Скважины №1 близ села Шугурово впервые был получен первый промышленный приток нефти. С этого момента началась история большой нефти региона.

25 декабря 1960 года стартовало строительство нового города: рабочие жили в вагончиках по 12 человек. Уже через четыре месяца поселок получил название Нижнекамский, а 22 сентября 1966 года был преобразован в город с населением около 40 тысяч человек.
Архивные фотографии
Заводские кадры — визуальное свидетельство рождения индустрии.

Архивные фотографии

Заводские кадры — визуальное свидетельство рождения индустрии.

Точка сборки

Следующий мурал раскрывает тему градостроения, символизируя момент зарождения Нижнекамска с белого листа. Артем Стефанов создал оптическую иллюзию: кажется, будто на стене вырастает еще один панельный дом, который сливается с реальными постройками при определенном ракурсе. Соединяясь с множественными паттернами городского ландшафта, рисунок создает эффект непрерывной трансформации города.
Точка сборки
Следующий мурал раскрывает тему градостроения, символизируя момент зарождения Нижнекамска с белого листа. Артем Стефанов создал оптическую иллюзию: кажется, будто на стене вырастает еще один панельный дом, который сливается с реальными постройками при определенном ракурсе. Соединяясь с множественными паттернами городского ландшафта, рисунок создает эффект непрерывной трансформации города.

Контекст

Нижнекамск возник «с нуля» — по генеральному плану института «Гипрогор», разработанному в 1959 году. План был рассчитан на 170 тысяч жителей и предполагал гармоничное разделение жилой части и промышленной зоны, развитую социальную инфраструктуру и масштабное озеленение. В 1960 году проект был удостоен Диплома I степени и Золотой медали ВДНХ СССР на смотре-конкурсе новых городов.

Особенность Нижнекамска заключается в том, что он задумывался как «город без окраин» — здесь отсутствуют центральная площадь и он весь окружен зеленью. Возведение города началось параллельно со строительством первого нефтеперерабатывающего завода, а жилая застройка велась комплексно: вместе с домами появлялись детские сады, школы, магазины, поликлиники и спортивные площадки.
Контекст
Нижнекамск возник «с нуля» — по генеральному плану института «Гипрогор», разработанному в 1959 году. План был рассчитан на 170 тысяч жителей и предполагал гармоничное разделение жилой части и промышленной зоны, развитую социальную инфраструктуру и масштабное озеленение. В 1960 году проект был удостоен Диплома I степени и Золотой медали ВДНХ СССР на смотре-конкурсе новых городов.

Особенность Нижнекамска заключается в том, что он задумывался как «город без окраин» — здесь отсутствуют центральная площадь и он весь окружен зеленью. Возведение города началось параллельно со строительством первого нефтеперерабатывающего завода, а жилая застройка велась комплексно: вместе с домами появлялись детские сады, школы, магазины, поликлиники и спортивные площадки.
Архивные фотографии

Архивные фотографии

Восходы

Третья композиция на проспекте Шинников — это переходная стадия всей серии, где город начинает меняться изнутри. Кубическая структура продолжает мотивы предыдущего фасада, но внутри нее происходит движение: привычные урбанистические мотивы растворяются, уступая место природным.

В этом мурале природа еще только заявляет о себе, пробивается сквозь геометрию города, как росток сквозь асфальт, напоминая, что именно живое наполнение формирует лицо Нижнекамска. Это не статичное изображение, а процесс — город словно открывается навстречу природе.
Восходы
Третья композиция на проспекте Шинников — это переходная стадия всей серии, где город начинает меняться изнутри. Кубическая структура продолжает мотивы предыдущего фасада, но внутри нее происходит движение: привычные урбанистические мотивы растворяются, уступая место природным.

В этом мурале природа еще только заявляет о себе, пробивается сквозь геометрию города, как росток сквозь асфальт, напоминая, что именно живое наполнение формирует лицо Нижнекамска. Это не статичное изображение, а процесс — город словно открывается навстречу природе.

Контекст

Сам Нижнекамск задумывался как город, в основе которого лежит стремление к балансу между промышленным ростом и уважением к окружающей среде.

Так как сам город был построен в чистом поле, то в Нижнекамске постоянно устраивали субботники и воскресники по озеленению. Только за 1965-1967 годы высажено 70 тысяч растений. Среди плановых мероприятий в те времена были: посадить каждому комсомольцу по 2 дерева и 5 кустарников, в честь строителей города посадить «клумбу дружбы» из четырех тысяч цветов, заложить городской парк.
Контекст
Сам Нижнекамск задумывался как город, в основе которого лежит стремление к балансу между промышленным ростом и уважением к окружающей среде.

Так как сам город был построен в чистом поле, то в Нижнекамске постоянно устраивали субботники и воскресники по озеленению. Только за 1965-1967 годы высажено 70 тысяч растений. Среди плановых мероприятий в те времена были: посадить каждому комсомольцу по 2 дерева и 5 кустарников, в честь строителей города посадить «клумбу дружбы» из четырех тысяч цветов, заложить городской парк.
Архивные фотографии

Архивные фотографии

Город-сад

Финальный мурал в полиптихе — торжество процесса, который начался в работе «Всходы». Здесь природа уже не прорастает сквозь геометрию города, а занимает центральное место. В основе композиции кубышка малая — редкое водное растение, занесенное в Красную книгу Татарстана. Она становится ключевой метафорой работы: символом экологического равновесия, устойчивости и возрождения.
Город-сад
Финальный мурал в полиптихе — торжество процесса, который начался в работе «Всходы». Здесь природа уже не прорастает сквозь геометрию города, а занимает центральное место. В основе композиции кубышка малая — редкое водное растение, занесенное в Красную книгу Татарстана. Она становится ключевой метафорой работы: символом экологического равновесия, устойчивости и возрождения.

Контекст

Занесенная в Красную книгу кубышка отражает ландшафтную идентичность Нижнекамска как города у реки и напоминает, что природа — фундамент его жизни. Всплески воды вокруг отсылают к Каме, реке, давшей городу имя и определившей его судьбу.
Семь родников, одиннадцать парков, знаменитая Корабельная роща и Красный (Святой) ключ — все это не просто достопримечательности Нижнекамска, а уникальные природные символы, из которых соткана идентичность города и его жителей. Мурал «Город-сад» словно собирает воедино весь визуальный рассказ: город, рожденный промышленностью, сохраняет свое природное начало.
Кубышка малая растет в озерах и реках на глубине 0,5–1,5 м и встречается главным образом в чистых водоемах.
Контекст
Занесенная в Красную книгу кубышка отражает ландшафтную идентичность Нижнекамска как города у реки и напоминает, что природа — фундамент его жизни. Всплески воды вокруг отсылают к Каме, реке, давшей городу имя и определившей его судьбу.

Кубышка малая растет в озерах и реках на глубине 0,5–1,5 м и встречается главным образом в чистых водоемах.

Семь родников, одиннадцать парков, знаменитая Корабельная роща и Красный (Святой) ключ — все это не просто достопримечательности Нижнекамска, а уникальные природные символы, из которых соткана идентичность города и его жителей. Мурал «Город-сад» словно собирает воедино весь визуальный рассказ: город, рожденный промышленностью, сохраняет свое природное начало.
Архивные фотографии

Архивные фотографии

К другим разделам проекта «Город-сад. Энергия Татнефти»

К другим разделам проекта «Город-сад. Энергия Татнефти»