Мы используем cookie-файлы. Соглашение об использовании
Ок

Контекст

Ледяная скульптура, в которой знакомая городу форма вступает в диалог с непривычным содержанием.

«Одной буквой» — четырнадцатый, завершающий объект паблик-арт проекта, созданный в самом северном городе мира, холодном Норильске.

Лёд здесь — не просто материал или природное явление, а часть городской идентичности. Начиная с ноября, практически у каждого культурного учреждения и кафе появляются скульптуры изо льда: замки, Деды Морозы, персонажи сказок и поп-культуры. Ледяная пластика — привычный для горожан визуальный язык, неотъемлемый элемент зимнего ландшафта, сохраняющийся вплоть до апреля. Работая с этим материалом, команда проекта решила остаться в этом понятном для города медиуме, но сместить акцент — от образа к слову.
Текстовая скульптура изо льда появилась у стен Заполярного театра драмы им. В. Маяковского — исторически важного для Норильска места. Творческие коллективы возникли здесь еще в условиях Норильлага: первый сезон будущего театра прошёл в 1940–1941 годах в столовой 2-го лагерного отделения. Само здание театра было построено в 1987 году и с тех пор стало одной из главных точек притяжения в городе. Зимой на площади перед ним традиционно размещают ледяной городок — скульптура Базелевса органично вписалась в этот контекст.
Первый коллектив театра имени В. Маяковского. Источник: northdrama.ru
Коммуникация жителей Норильска в городском пространстве
  • Мария Ушакова
    Креативный продюсер проекта
    Только в 2017 году здесь появился устойчивый интернет, и создается ощущение, что всё это время горожане выстраивали собственные каналы коммуникации: через городские надписи, обрывки фраз на стенах и вывесках, частную символику. Кажется, это самый текстоцентричный город, в котором мы когда-либо работали.
В работе Базелевса скрыто ироничное несоответствие между написанным и содержательным: чтобы сказать одной буквой, всё же потребовалось несколько слов. Этот парадокс отсылает к природе коммуникации: иногда нам действительно хватает одного знака, чтобы быть понятыми. Еще у каждого из нас есть своя особенная буква. У Базелевса это «Б»: он подписывает ею свои работы, и в студии, и на улице. У Т-банка — «Т». А для кого-то это может быть «Н» в конце долгожданного письма.
  • Василий Базелевс
    Художник
    Тема этого проекта: трансформация. Лед — одно из агрегатных состояний воды, и очевидно, что даже несмотря на то, что в Норильске холодно, скорее всего, эта скульптура когда-нибудь растает, превратится в лужу. Но по сути останется тем же самым — водой.
«Одной буквой» — четырнадцатый, завершающий объект паблик-арт проекта, созданный в самом северном городе мира, холодном Норильске.

Лёд здесь — не просто материал или природное явление, а часть городской идентичности. Начиная с ноября, практически у каждого культурного учреждения и кафе появляются скульптуры изо льда: замки, Деды Морозы, персонажи сказок и поп-культуры. Ледяная пластика — привычный для горожан визуальный язык, неотъемлемый элемент зимнего ландшафта, сохраняющийся вплоть до апреля. Работая с этим материалом, команда проекта решила остаться в этом понятном для города медиуме, но сместить акцент — от образа к слову.

Первый коллектив театра имени В. Маяковского. Источник: northdrama.ru

Текстовая скульптура изо льда появилась у стен Заполярного театра драмы им. В. Маяковского — исторически важного для Норильска места. Творческие коллективы возникли здесь еще в условиях Норильлага: первый сезон будущего театра прошёл в 1940–1941 годах в столовой 2-го лагерного отделения. Само здание театра было построено в 1987 году и с тех пор стало одной из главных точек притяжения в городе. Зимой на площади перед ним традиционно размещают ледяной городок — скульптура Базелевса органично вписалась в этот контекст.

Коммуникация жителей Норильска в городском пространстве

  • Мария Ушакова
    Креативный продюсер проекта
    Только в 2017 году здесь появился устойчивый интернет, и создается ощущение, что всё это время горожане выстраивали собственные каналы коммуникации: через городские надписи, обрывки фраз на стенах и вывесках, частную символику. Кажется, это самый текстоцентричный город, в котором мы когда-либо работали.
В работе Базелевса скрыто ироничное несоответствие между написанным и содержательным: чтобы сказать одной буквой, всё же потребовалось несколько слов. Этот парадокс отсылает к природе коммуникации: иногда нам действительно хватает одного знака, чтобы быть понятыми. Еще у каждого из нас есть своя особенная буква. У Базелевса это «Б»: он подписывает ею свои работы, и в студии, и на улице. У Т-банка — «Т». А для кого-то это может быть «Н» в конце долгожданного письма.
  • Василий Базелевс
    Художник
    Тема этого проекта: трансформация. Лед — одно из агрегатных состояний воды, и очевидно, что даже несмотря на то, что в Норильске холодно, скорее всего, эта скульптура когда-нибудь растает, превратится в лужу. Но по сути останется тем же самым — водой.

Процесс

Форма арт-объекта: ледяная скульптура
Стиль: концептуализм
Материал: лёд, светодиодная подсветка

Процесс работы над скульптурой
Как и многое в Норильске, процесс создания скульптуры зависел от природы: сначала ждали, пока лёд на озере встанет — окрепнет и достигнет толщины 25–30 сантиметров. Только после этого приступали к заготовке материала.

Лёд пилили специальным оборудованием на аккуратные блоки размером 1×2 метра. Каждый извлекали из воды с помощью манипулятора и укладывали в машину для транспортировки. Один блок весил от 300 до 500 кг, а всего понадобилось 25 штук — около 7 тонн кристаллического материала.
На самой локации сначала выравнивали площадку, для этого использовали утрамбованный снег. Затем горизонтально укладывали блоки льда, формируя фундамент под будущие буквы. Чтобы конструкция была устойчивой, каждый элемент подрезали на месте и проливали водой — в мороз она служила естественным клеем. Когда основание было готово, на лёд переносили эскиз. Каждую букву выставляли строго по уровню, с учетом масштаба и пропорций. После этого приступали к черновой вырезке: уже на этом этапе текст можно было прочитать, хотя формы оставались грубыми.

Затем с помощью гребёнки срезали черновой слой и придавали буквам чёткость. После этого шлифовали острым скребком и выравнивали обе стороны каждой буквы, добиваясь чистого силуэта.

Завершающим этапом стала установка подсветки. Внутри конструкции выпиливали каналы для диодных ламп, которые установили вглубь льда. Подсветка не только подчеркивает форму, но и делает текст видимым в полярной ночи, превращая скульптуру в световой сигнал посреди зимнего города.
Также в рамках работы над скульптурой команда проекта провела паблик-ток. Василий Базелевс говорил о своей художественной практике и впечатлениях от работы в Норильске, а креативный продюсер Мария Ушакова рассказала о феномене паблик-арта и его жанровом разнообразии.
Как и многое в Норильске, процесс создания скульптуры зависел от природы: сначала ждали, пока лёд на озере встанет — окрепнет и достигнет толщины 25–30 сантиметров. Только после этого приступали к заготовке материала.

Лёд пилили специальным оборудованием на аккуратные блоки размером 1×2 метра. Каждый извлекали из воды с помощью манипулятора и укладывали в машину для транспортировки. Один блок весил от 300 до 500 кг, а всего понадобилось 25 штук — около 7 тонн кристаллического материала.

Процесс работы

На самой локации сначала выравнивали площадку, для этого использовали утрамбованный снег. Затем горизонтально укладывали блоки льда, формируя фундамент под будущие буквы. Чтобы конструкция была устойчивой, каждый элемент подрезали на месте и проливали водой — в мороз она служила естественным клеем. Когда основание было готово, на лёд переносили эскиз. Каждую букву выставляли строго по уровню, с учетом масштаба и пропорций. После этого приступали к черновой вырезке: уже на этом этапе текст можно было прочитать, хотя формы оставались грубыми.

Затем с помощью гребёнки срезали черновой слой и придавали буквам чёткость. После этого шлифовали острым скребком и выравнивали обе стороны каждой буквы, добиваясь чистого силуэта.

Завершающим этапом стала установка подсветки. Внутри конструкции выпиливали каналы для диодных ламп, которые установили вглубь льда. Подсветка не только подчеркивает форму, но и делает текст видимым в полярной ночи, превращая скульптуру в световой сигнал посреди зимнего города.

Также в рамках работы над скульптурой команда проекта провела паблик-ток. Василий Базелевс говорил о своей художественной практике и впечатлениях от работы в Норильске, а креативный продюсер Мария Ушакова рассказала о феномене паблик-арта и его жанровом разнообразии.

Автор


  • Василий Базелевс (Санкт-Петербург)
    Уличный художник
    Известен своими стикерами и броскими фразами на фасадах домов и афишных стендах, а также студийными чертежами, выполненными как в цифровом, так и в аналоговом формате. Помимо визуальных проектов, художник издает авторские зины с рассказами.
Проект «Это случилось вот здесь», Тюмень, 2024
Навигационные надписи, Третье место, Санкт-Петербург, 2024
Кльтурный квартал «Брусницын», Санкт-Петербург, 2023
Проект «Это случилось вот здесь», Тюмень, 2024
Известен своими стикерами и броскими фразами на фасадах домов и афишных стендах, а также студийными чертежами, выполненными как в цифровом, так и в аналоговом формате. Помимо визуальных проектов, художник издает авторские зины с рассказами.

Над созданием скульптуры работали


Василий Базелевс
Художник
Андрей Мелехов
Технический директор
Мария Кочнева
Исполнительный продюсер проекта
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
Полина Ёж
Руководитель проекта
Юлия Булыгина
Менеджер по коммуникациям
Иван Фиев
Директор по развитию
Антон Селезнев
Фотограф
Роман Власов
Видеограф

Ледяная скульптура «Одной буквой» на карте