Контекст

Переосмысление традиций деревянного зодчества в современном искусстве.

Сохранившиеся деревянные дома с наличниками в Туле
Несмотря на развитие каменного строительства, в Туле долгое время доминировали и определяли облик города деревянные здания. С началом индустриализации и урбанизации деревянные дома, ранее принадлежавшие купцам и крестьянам, стали переделываться под жилье для нескольких семей рабочих заводов. А в XXI веке многие из этих домов утратили свою прочность, подверглись пожарам или были снесены.

Техника деревянного ассамбляжа, как форма современного искусства, играет важную роль в переосмыслении деревянного зодчества. Она становится инструментом понимания его исторического и культурного значения, а также способна привлечь внимание к проблемам сохранения архитектурного наследия.

В ассамбляже Алексей Лука объединяет традиционные элементы и современный художественный язык, позволяя зрителям осмыслить деревянное зодчество как нечто, связанное не только с прошлым, но и с настоящим. Традиционное искусство становится для автора источником вдохновения и способом инициировать разговор о значении материала в современном контексте.
Несмотря на развитие каменного строительства, в Туле долгое время доминировали и определяли облик города деревянные здания. С началом индустриализации и урбанизации деревянные дома, ранее принадлежавшие купцам и крестьянам, стали переделываться под жилье для нескольких семей рабочих заводов. А в XXI веке многие из этих домов утратили свою прочность, подверглись пожарам или были снесены.

Техника деревянного ассамбляжа, как форма современного искусства, играет важную роль в переосмыслении деревянного зодчества. Она становится инструментом понимания его исторического и культурного значения, а также способна привлечь внимание к проблемам сохранения архитектурного наследия.

В ассамбляже Алексей Лука объединяет традиционные элементы и современный художественный язык, позволяя зрителям осмыслить деревянное зодчество как нечто, связанное не только с прошлым, но и с настоящим. Традиционное искусство становится для автора источником вдохновения и способом инициировать разговор о значении материала в современном контексте.

Сохранившиеся деревянные дома с наличниками в Туле

  • Алексей Лука
    Художник
    Работы, связанные с деревом, направлены на привлечение внимания к проблеме исчезновения деревянной архитектуры. Классно показать разные возможности использования этого материала. Популяризация работы с деревом – одна из главных целей моего творчества.
  • Алексей Лука
    Художник
    Работы, связанные с деревом, направлены на привлечение внимания к проблеме исчезновения деревянной архитектуры. Классно показать разные возможности использования этого материала. Популяризация работы с деревом – одна из главных целей моего творчества.
Детали ассамбляжа
Творческий взгляд Алексея Луки обращен к абстрактному искусству, автор много работает с архитектурной формой и фактурой материалов, создавая произведения в техниках коллажа и ассамбляжа. На протяжении своей творческой карьеры Алексей Лука сохраняет приверженность сдержанной, преимущественно теплой гамме и точному обращению с материалами. Работа художника не становится естественной частью здания, но дает зрителю его новое прочтение, представая в виде своеобразного пазла, который нужно расшифровать и собрать воедино.

Ассамбляж получил название «От старого к новому». Состоящий из разнофактурного дерева и фанеры, он предстает яркой метафорой изменений и трансформации. Каждое отдельное звено в этом произведении — это не просто элемент, а история, которая находит свое продолжение в следующем слое. Это создаёт визуальную динамику, которая привлекает внимание зрителя и заставляет его задуматься о взаимосвязи между элементами.
Творческий взгляд Алексея Луки обращен к абстрактному искусству, автор много работает с архитектурной формой и фактурой материалов, создавая произведения в техниках коллажа и ассамбляжа. На протяжении своей творческой карьеры Алексей Лука сохраняет приверженность сдержанной, преимущественно теплой гамме и точному обращению с материалами. Работа художника не становится естественной частью здания, но дает зрителю его новое прочтение, представая в виде своеобразного пазла, который нужно расшифровать и собрать воедино.

Ассамбляж получил название «От старого к новому». Состоящий из разнофактурного дерева и фанеры, он предстает яркой метафорой изменений и трансформации. Каждое отдельное звено в этом произведении — это не просто элемент, а история, которая находит свое продолжение в следующем слое. Это создаёт визуальную динамику, которая привлекает внимание зрителя и заставляет его задуматься о взаимосвязи между элементами.

Детали ассамбляжа

Процесс

Форма арт-объекта: ассамбляж
Стиль: абстракция
Материал: различные фактуры дерева и фанеры, краска, лак

Двухметровая конструкция ассамбляжа была создана в мастерской Алексея Луки в Москве. Процесс сборки занял несколько недель, после чего работа была установлена в Туле за один день. Основу композиции составляет деревянный каркас, на который с использованием специальных креплений нанизываются элементы разного размера и формы.
Характерной чертой творчества Алексея Луки является использование пастельных тонов, гармонирующих с природной текстурой дерева. Однако в этой работе автор смело выходит за рамки привычной палитры, добавляя яркий желтый цвет, что стало для него экспериментом и шагом за пределы собственных творческих границ.

Под основной конструкцией расположен функциональный металлический стул, спинка которого продолжает линии и формы композиции ассамбляжа. Этот элемент усиливает ощущение трехмерности и вовлекает зрителя в взаимодействие. Работа подразумевает и тактильное взаимодействие: зрители могут трогать ассамбляж, изучать его фактуру, делать снимки деталей.
Двухметровая конструкция ассамбляжа была создана в мастерской Алексея Луки в Москве. Процесс сборки занял несколько недель, после чего работа была установлена в Туле за один день. Основу композиции составляет деревянный каркас, на который с использованием специальных креплений нанизываются элементы разного размера и формы.
Характерной чертой творчества Алексея Луки является использование пастельных тонов, гармонирующих с природной текстурой дерева. Однако в этой работе автор смело выходит за рамки привычной палитры, добавляя яркий желтый цвет, что стало для него экспериментом и шагом за пределы собственных творческих границ.

Под основной конструкцией расположен функциональный металлический стул, спинка которого продолжает линии и формы композиции ассамбляжа. Этот элемент усиливает ощущение трехмерности и вовлекает зрителя в взаимодействие. Работа подразумевает и тактильное взаимодействие: зрители могут трогать ассамбляж, изучать его фактуру, делать снимки деталей.

Автор


  • Алексей Лука (Москва)
    Художник
    Московский художник, занимается уличным искусством более 20 лет. Лука много работает с архитектурной формой и фактурой материалов, создавая произведения в техниках коллажа и ассамбляжа и используя различные медиа, будь то живопись, графика, объекты, инсталляции и site-specific проекты.
Московский художник, занимается уличным искусством более 20 лет. Лука много работает с архитектурной формой и фактурой материалов, создавая произведения в техниках коллажа и ассамбляжа и используя различные медиа, будь то живопись, графика, объекты, инсталляции и site-specific проекты.
Мурал на цехе в Выксе, 2019
Домики для чтения, Санкт-Петербург, 2022
Деревянный ассамбляж для жилого дома в Нижнем Новгороде, 2014
Border Line, 2016

Над созданием ассамбляжа работали


Алексей Лука
Художник
Анна Колтырин
Исполнительный продюсер
Виктор Дюжев
Технический директор
Мария Кочнева
Исполнительный продюсер проекта
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
Полина Ёж
Руководитель проекта
Юлия Булыгина
Менеджер по коммуникациям
Иван Фиев
Директор по развитию
Антон Селезнев
Фотограф
Роман Власов
Видеограф

Aссамбляж «От старого к новому» на карте