Арт-объект «Фонтан» у самарской Третьяковки как отсылка к Фабрике-кухне и истории пищевой промышленности.
Здание, где сегодня располагается самарский филиал Третьяковской галереи, имеет внушительную историю своей трансформации. Это уникальный памятник архитектуры, созданный в 1932 году по проекту Екатерины Максимовой, одной из первых в России женщин-архитекторов.
Здание имеет форму серпа и молота, однако выбор такой конфигурации объясняется вовсе не идеологическими взглядами автора проекта. В этой форме Екатерина Максимова обнаружила принципы конвейерной технологии Генри Форда и адаптировала её под реалии Советского Союза. В «молоте» находилась кухня, а в дуге «серпа» располагались гардероб, детская и взрослые столовые. Еда доставлялась из кухни в столовую по трем лучам-конвейерам, тем самым обеспечивался быстрый и качественный обед для рабочих.
Портрет Екатерины Максимовой
За время своего существования здание фабрики-кухни претерпело множество изменений. В 1944 году оно было реконструировано: для уменьшения теплопотерь во многих местах остекление было заменено на стены с уменьшенными оконными проёмами и был ликвидирован центральный вход. В таком виде здание просуществовало до конца 1990-х годов, затем его крышу покрасили в синий цвет, а фасады обшили белым сайдингом. Внутри локации работали сауна, ночные клубы, магазины, офисы, а в 1999 году на их месте открылся торговый центр «Пассаж».
В 2008 году здание планировали снести и построить на его месте 30-этажный дом, однако в этот момент вступила в силу гражданская инициатива. Множество акций и кампаний помогли привлечь внимание общественности и СМИ к проблеме исчезновения памятника. В результате, здание было спасено от сноса. В 2019 году был запущен процесс реставрации фабрики-кухни, и в мае 2024 года открыл двери для посетителей филиал Третьяковской галереи в Самаре.
Андрей Сяйлев
Художник
«Всё-таки Фабрика-кухня — это место, где производили еду, и где многие поколения, собственно...[употребляли пищу] Логично, что там был цех, где мыли посуду. Я подумал, что это будет красивой метафорой: типичная гора грязной посуды, которая как бы сама омывается. Мне пришла идея сделать фонтан — структуру: от большего снизу к меньшему вверху — такой самоомывающийся фонтан-«шутиху». Плюс это малая архитектурная форма, похожая на типичные советские дворовые «фонтанчики».
В инсталляции «Фонтан» Андрей Сяйлев также размышляет об идее трансформации: созданный из старых ванн и кухонной утвари, арт-объект становится наглядной демонстрацией того, какие изменения могут переживать предметы, приобретая новые функции, оставаясь, тем не менее, близкими сердцу артефактами.
В основе объекта лежат старые, отслужившие вещи, которые «уходят» из жилища в пограничное между городом и деревней пространство – на дачу, приобретая новые функции для вторичного использования. Художник находит неочевидную для бытовых предметов оптику, превращая хозяйственный инвентарь в произведение искусства.
«Фонтан» имеет еще одну полезную функцию – волонтёры, которые трудятся в «Соседском огороде» (проект вовлечения горожан в Третьяковской галерее), могут использовать воду из инсталляции для полива растений, что отсылает к традиции, которая появилась в далёком прошлом на Фабрике-кухне, когда работники выращивали собственные овощи и ухаживали за плодовыми деревьями.
На открытии инсталляции Андрей Сяйлев провел артист-ток, где рассказал о своей художественной практике и показал реализованные творческие проекты. После встречи автор провел у «Фонтана» перформанс-хеппенинг «Выбор».
Артист-ток Андрея Сяйлева. Фото: Андрей Савельев
Около инсталляции была размещена чаша с латунными монетами. Каждому участнику перформанса был предложен выбор: взять монетку с собой и покинуть территорию «Соседского огорода» или же бросить монету в «Фонтан», тем самым закрепить свое намерение вернуться в пространство.
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
«Ритуал бросания монет в фонтан имеет древние корни. В современных городах фонтаны часто становятся популярными туристическими аттракциями, и многие люди продолжают участвовать в этой традиции. Обряд с монетой – это простой сценарий возвращения в момент счастья и выражение любви к месту, а также интересный способ вовлечения зрителей в игру через физическое взаимодействие и эмоциональное соучастие. Зритель может загадывать желание или выполнять ритуал перед броском. Это добавляет действию сакральное значение».
Для проведения хеппенинга было специально отчеканено 1000 монет. На одной стороне монеты нанесено изображение, отсылающее к футляру «Вояджера» — позолоченной информационной пластинки с записью звуковых и видеосигналов Земли, которая в 1977 году была запущены в космос. На другой стороне расположились точные координаты местоположения инсталляции.
Здание, где сегодня располагается самарский филиал Третьяковской галереи, имеет внушительную историю своей трансформации. Это уникальный памятник архитектуры, созданный в 1932 году по проекту Екатерины Максимовой, одной из первых в России женщин-архитекторов.
Портрет Екатерины Максимовой
Здание имеет форму серпа и молота, однако выбор такой конфигурации объясняется вовсе не идеологическими взглядами автора проекта. В этой форме Екатерина Максимова обнаружила принципы конвейерной технологии Генри Форда и адаптировала её под реалии Советского Союза. В «молоте» находилась кухня, а в дуге «серпа» располагались гардероб, детская и взрослые столовые. Еда доставлялась из кухни в столовую по трем лучам-конвейерам, тем самым обеспечивался быстрый и качественный обед для рабочих.
Плакат «Эскизный проект Фабрики-кухни». Автор: Елена Петухова. Фото: tatlin.ru
Фото: archi.ru
Почтовая марка 2022 года. Фото: wikipedia.org
За время своего существования здание фабрики-кухни претерпело множество изменений. В 1944 году оно было реконструировано: для уменьшения теплопотерь во многих местах остекление было заменено на стены с уменьшенными оконными проёмами и был ликвидирован центральный вход. В таком виде здание просуществовало до конца 1990-х годов, затем его крышу покрасили в синий цвет, а фасады обшили белым сайдингом. Внутри локации работали сауна, ночные клубы, магазины, офисы, а в 1999 году на их месте открылся торговый центр «Пассаж».
В 2008 году здание планировали снести и построить на его месте 30-этажный дом, однако в этот момент вступила в силу гражданская инициатива. Множество акций и кампаний помогли привлечь внимание общественности и СМИ к проблеме исчезновения памятника. В результате, здание было спасено от сноса. В 2019 году был запущен процесс реставрации фабрики-кухни, и в мае 2024 года открыл двери для посетителей филиал Третьяковской галереи в Самаре.
Фабрика-кухня после реконструкции 1944 года. Фото: archi.ru
Здание в 1990-е. Фото: aroundart.org
Отреставрированное здание фабрики-кухни, где сегодня размещается филиал Третьяковской галереи в Самаре. Фото: interior.ru
Андрей Сяйлев
Художник
«Всё-таки Фабрика-кухня — это место, где производили еду, и где многие поколения, собственно...[употребляли пищу] Логично, что там был цех, где мыли посуду. Я подумал, что это будет красивой метафорой: типичная гора грязной посуды, которая как бы сама омывается. Мне пришла идея сделать фонтан — структуру: от большего снизу к меньшему вверху — такой самоомывающийся фонтан-«шутиху». Плюс это малая архитектурная форма, похожая на типичные советские дворовые «фонтанчики».
В инсталляции «Фонтан» Андрей Сяйлев также размышляет об идее трансформации: созданный из старых ванн и кухонной утвари, арт-объект становится наглядной демонстрацией того, какие изменения могут переживать предметы, приобретая новые функции, оставаясь, тем не менее, близкими сердцу артефактами.
В основе объекта лежат старые, отслужившие вещи, которые «уходят» из жилища в пограничное между городом и деревней пространство – на дачу, приобретая новые функции для вторичного использования. Художник находит неочевидную для бытовых предметов оптику, превращая хозяйственный инвентарь в произведение искусства.
«Фонтан» имеет еще одну полезную функцию – волонтёры, которые трудятся в «Соседском огороде» (проект вовлечения горожан в Третьяковской галерее), могут использовать воду из инсталляции для полива растений, что отсылает к традиции, которая появилась в далёком прошлом на Фабрике-кухне, когда работники выращивали собственные овощи и ухаживали за плодовыми деревьями.
На открытии инсталляции Андрей Сяйлев провел артист-ток, где рассказал о своей художественной практике и показал реализованные творческие проекты. После встречи автор провел у «Фонтана» перформанс-хеппенинг «Выбор».
Артист-ток Андрея Сяйлева. Фото: Андрей Савельев
Около инсталляции была размещена чаша с латунными монетами. Каждому участнику перформанса был предложен выбор: взять монетку с собой и покинуть территорию «Соседского огорода» или же бросить монету в «Фонтан», тем самым закрепить свое намерение вернуться в пространство.
Проведение перформанса «Выбор»
Проведение перформанса «Выбор»
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
«Ритуал бросания монет в фонтан имеет древние корни. В современных городах фонтаны часто становятся популярными туристическими аттракциями, и многие люди продолжают участвовать в этой традиции. Обряд с монетой – это простой сценарий возвращения в момент счастья и выражение любви к месту, а также интересный способ вовлечения зрителей в игру через физическое взаимодействие и эмоциональное соучастие. Зритель может загадывать желание или выполнять ритуал перед броском. Это добавляет действию сакральное значение».
Для проведения хеппенинга было специально отчеканено 1000 монет. На одной стороне монеты нанесено изображение, отсылающее к футляру «Вояджера» — позолоченной информационной пластинки с записью звуковых и видеосигналов Земли, которая в 1977 году была запущены в космос. На другой стороне расположились точные координаты местоположения инсталляции.
Монета с перформанса «Выбор»
Пластинка «Вояджера»
Процесс
Форма арт-объекта: инсталляция Используемый материал: ready-made объекты
Андрей Сяйлев
Художник
«Мои главные художественные практики, к которым я апеллирую — это социальная скульптура. Когда я собирал посуду по объявлению, я звонил и встречался с людьми, которым рассказывал про свою идею. Мне было важно донести, зачем нужен этот арт-объект. Здесь есть идея взаимодействия через игру и апелляции к идеям Йозефа Бойса и Марселя Дюшана. Бойс говорил, что каждый человек – художник. И для меня важно – пережить творческий момент в созидании с другими людьми, и тем самым посеять зерно в виде мысли — «я тоже так могу — я тоже художник». И если основная критика проходит через идею «моя бабушка может лучше», то это хорошо, так как это может стимулировать каждого человека к творческому созиданию реальности».
Когда большинство элементов для создания инсталляции было получено, перед художником встала задача найти объект, который создаст плавный визуальный переход от мелкой посуды к массивной ванне.
Андрей Сяйлев
Художник
«Мы чудом нашли в Сызрани детскую ванну 50-х, по-моему, годов выпуска, или 70-х. И вот ее оттуда специально заказали, привезли. Целая была спецоперация доставить ее, но тем не менее, собственно, этот пятый блок, позволяющий органично складываться в структуре от большего к меньшему, мы раздобыли.
Андрей Сяйлев
Художник
«Мои главные художественные практики, к которым я апеллирую — это социальная скульптура. Когда я собирал посуду по объявлению, я звонил и встречался с людьми, которым рассказывал про свою идею. Мне было важно донести, зачем нужен этот арт-объект. Здесь есть идея взаимодействия через игру и апелляции к идеям Йозефа Бойса и Марселя Дюшана. Бойс говорил, что каждый человек – художник. И для меня важно – пережить творческий момент в созидании с другими людьми, и тем самым посеять зерно в виде мысли — «я тоже так могу — я тоже художник». И если основная критика проходит через идею «моя бабушка может лучше», то это хорошо, так как это может стимулировать каждого человека к творческому созиданию реальности».
Когда большинство элементов для создания инсталляции было получено, перед художником встала задача найти объект, который создаст плавный визуальный переход от мелкой посуды к массивной ванне.
Андрей Сяйлев
Художник
«Мы чудом нашли в Сызрани детскую ванну 50-х, по-моему, годов выпуска, или 70-х. И вот ее оттуда специально заказали, привезли. Целая была спецоперация доставить ее, но тем не менее, собственно, этот пятый блок, позволяющий органично складываться в структуре от большего к меньшему, мы раздобыли».
Сборка и установка «Фонтана» заняли около двух недель. В ходе работы часть элементов была окрашена белым акрилом и покрыта лаком, а некоторые детали приварены друг к другу для повышения прочности и устойчивости к ветровым нагрузкам. Подача жидкости в инсталляцию осуществляется по замкнутому циклу: насос нагнетает воду в шланг, проходящий внутри центральной части фонтана. Сам насос скрыт в технологическом отверстии во дворе.
Сборка и установка «Фонтана» заняли около двух недель. В ходе работы часть элементов была окрашена белым акрилом и покрыта лаком, а некоторые детали приварены друг к другу для повышения прочности и устойчивости к ветровым нагрузкам. Подача жидкости в инсталляцию осуществляется по замкнутому циклу: насос нагнетает воду в шланг, проходящий внутри центральной части фонтана. Сам насос скрыт в технологическом отверстии во дворе.
Автор
Андрей Сяйлев (Самара)
Художник
Андрей Сяйлев — современный художник, скульптор, куратор и дизайнер. Все произведения автора включают в себя аспект активного соучастия и социального взаимодействия с жителями региона и контекстом места. Работы Андрея находятся в крупных публичных и частных собраниях, включая Третьяковскую галерею.
Андрей Сяйлев (Самара)
Художник
Андрей Сяйлев — современный художник, скульптор, куратор и дизайнер. Все произведения автора включают в себя аспект активного соучастия и социального взаимодействия с жителями региона и контекстом места. Работы Андрея находятся в крупных публичных и частных собраниях, включая Третьяковскую галерею.