Контекст

Циклы природы, запечатленные в керамических барельефах.

С конца XIX века на территории современного кластера «SVOBODA2» на углу улиц Нагорной и Ахматовской (ныне ул. Свободы) находился дрожжево-винокуренный завод. Позднее, в 1942-м на его месте был размещен эвакуированный из Ленинграда завод по производству оргстекла, который функционировал вплоть до конца XX века. Долгое время промышленная площадка оставалась недоступной для горожан, пока в 2017 году не началась ревитализация пространства и появился современный кластер, ставший точкой притяжения для местного креативного сообщества.
Дрожжевинокуренный завод в XIX веке. Источник: LiveJournal
Кластер «SVOBODA2» сегодня
В своей художественной практике Рита Хаак обращается к разнообразным образам и символам: грибы, щупальца, луны, звезды, море и драконы переплетаются в её работах, создавая уникальный мир. Однако, по мнению самой художницы, темы развития и трансформации наиболее точно передают её любимые образы — цветы и птицы. Для Риты они олицетворяют стремление к жизни, её красоту и динамику. В качестве поверхности, где будут закреплены керамические барельефы, была выбрана историческая кирпичная труба.
  • Рита Хаак
    Художник
    Я влюбилась в нее [в трубу]. Она сама устремляется вверх, а теперь и птицы на ней направлены к небу. Ну и я обожаю работать с кирпичом, по моему мнению, керамика отлично с ним сочетается.
В серии керамических барельефов «Цветы и птицы» цветы становятся олицетворением изменений: они проходят цикл от семени до цветения, увядания и возвращения в землю. Птицы и цветы неразрывно связаны: цветы дают плоды, птицы их едят и разносят семена, из которых вновь вырастают цветы. Из-за отличий в размерах и степени детализации объектов, создается дополнительная вибрация композиции и эффект движения вверх.
С конца XIX века на территории современного кластера «SVOBODA2» на углу улиц Нагорной и Ахматовской (ныне ул. Свободы) находился дрожжево-винокуренный завод. Позднее, в 1942-м на его месте был размещен эвакуированный из Ленинграда завод по производству оргстекла, который функционировал вплоть до конца XX века. Долгое время промышленная площадка оставалась недоступной для горожан, пока в 2017 году не началась ревитализация пространства и появился современный кластер, ставший точкой притяжения для местного креативного сообщества.

Дрожжевинокуренный завод в XIX веке. Источник: LiveJournal

Кластер «SVOBODA2» сегодня

В своей художественной практике Рита Хаак обращается к разнообразным образам и символам: грибы, щупальца, луны, звезды, море и драконы переплетаются в её работах, создавая уникальный мир. Однако, по мнению самой художницы, темы развития и трансформации наиболее точно передают её любимые образы — цветы и птицы. Для Риты они олицетворяют стремление к жизни, её красоту и динамику. В качестве поверхности, где будут закреплены керамические барельефы, была выбрана историческая кирпичная труба.
  • Рита Хаак
    Художник
    Я влюбилась в нее [в трубу]. Она сама устремляется вверх, а теперь и птицы на ней направлены к небу. Ну и я обожаю работать с кирпичом, по моему мнению, керамика отлично с ним сочетается.
В серии керамических барельефов «Цветы и птицы» цветы становятся олицетворением изменений: они проходят цикл от семени до цветения, увядания и возвращения в землю. Птицы и цветы неразрывно связаны: цветы дают плоды, птицы их едят и разносят семена, из которых вновь вырастают цветы. Из-за отличий в размерах и степени детализации объектов, создается дополнительная вибрация композиции и эффект движения вверх.

Процесс

Форма арт-объекта: серия керамических барельефов
Используемый материал: керамика

  • Рита Хаак
    Художник
    Основную работу я делаю в своей мастерской. Процесс долгий и кропотливый. Глина не терпит спешки. Нужно слепить предмет, затем высушить несколько дней. Обжечь при высокой температуре, покрыть глазурью и обжечь еще раз. Так на одну птицу или цветок может уйти больше недели. Конечно, я делаю параллельно несколько работ. Но времени, терпения и упорства нужно достаточно.
  • Рита Хаак
    Художник
    Основную работу я делаю в своей мастерской. Процесс долгий и кропотливый. Глина не терпит спешки. Нужно слепить предмет, затем высушить несколько дней. Обжечь при высокой температуре, покрыть глазурью и обжечь еще раз. Так на одну птицу или цветок может уйти больше недели. Конечно, я делаю параллельно несколько работ. Но времени, терпения и упорства нужно достаточно.
За несколько дней до приезда Риты Хаак в Челябинск в кластере «SVOBODA2» художницей-керамистом Анастасией Кузьминых была проведена открытая мастерская по созданию панно из мозаики в технике тренкадис (Тренкадис (кат. «хрупкий, ломкий») — это техника мозаики, составленной из фрагментов битой керамики). Материалом для композиции стали бывшие в употреблении керамические изделия, которые принесли участники мастерской. Общими усилиями горожане создали коллективное панно птицы по эскизу Риты Хаак.
Процесс создания панно
Финальный результат мастерской
За несколько дней до приезда Риты Хаак в Челябинск в кластере «SVOBODA2» художницей-керамистом Анастасией Кузьминых была проведена открытая мастерская по созданию панно из мозаики в технике тренкадис (Тренкадис (кат. «хрупкий, ломкий») — это техника мозаики, составленной из фрагментов битой керамики). Материалом для композиции стали бывшие в употреблении керамические изделия, которые принесли участники мастерской. Общими усилиями горожане создали коллективное панно птицы по эскизу Риты Хаак.

Процесс создания панно

Финальный результат мастерской

Интересные факты о работе:

  • Из 45 уникальных элементов состоит композиция
  • 23 цветка и 22 птицы были созданы художницей вручную
  • 1 месяц ушел на создание серии
Интересные факты о работе:

  • Из 45 уникальных элементов состоит композиция
  • 23 цветка и 22 птицы были созданы художницей вручную
  • 1 месяц ушел на создание серии
Работа «Цветы и птицы»

Работа «Цветы и птицы»

Автор


  • Рита Хаак (Екатеринбург)
    Художник
    Я наполняю свою художественную вселенную существами и растениями, предметами и символами. Мне важно дарить впечатления, заинтересовывать и вдохновлять, создавая живое и доброе, чтобы у зрителя появилась возможность обращаться к своему воображению.
  • Рита Хаак (Екатеринбург)
    Художник
    Я наполняю свою художественную вселенную существами и растениями, предметами и символами. Мне важно дарить впечатления, заинтересовывать и вдохновлять, создавая живое и доброе, чтобы у зрителя появилась возможность обращаться к своему воображению.
Рита Хаак – современная екатеринбургская художница, чьи работы отличаются ярким стилем, красочными образами и необычными персонажами. Создает произведения в самых разнообразных техниках, от живописи, графики и керамики, до стрит-арта. Она создает множество керамических произведений на улицах своего города, продолжая демонстрировать зрителям личные мысли, а также фиксируя взгляд прохожих на необычных арт-объектах.
Рита Хаак – современная екатеринбургская художница, чьи работы отличаются ярким стилем, красочными образами и необычными персонажами. Создает произведения в самых разнообразных техниках, от живописи, графики и керамики, до стрит-арта. Она создает множество керамических произведений на улицах своего города, продолжая демонстрировать зрителям личные мысли, а также фиксируя взгляд прохожих на необычных арт-объектах.

Над созданием серии керамических барельефов работали


Рита Хаак
Художник
Кристина Оносова
Исполнительный продюсер
Алексей Шахов
Креативный продюсер
Григорий Козлов
Технический директор
Мария Кочнева
Исполнительный продюсер проекта
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
Полина Ёж
Руководитель проекта
Юлия Булыгина
Менеджер по коммуникациям
Иван Фиев
Директор по развитию
Любовь Кабалинова
Фотограф и видеограф

Барельефы «Цветы и птицы» на карте