Контекст


Кони с волнисто-изогнутыми ногами – отсылка к мезенской росписи, северорусскому народному промыслу. Персонажи мезенского декора, как правило, изображались в двух традиционных цветах палащельской росписи– красном и черном. В народном представлении красные кони символизировали восходящее солнце. Фото: culture.ru
Молодежный центр Архангельской области – важная точка притяжения для местного художественного сообщества. Еще в 2012 году на одной из его стен начали появляться первые граффити, которые впоследствии стали значимой вехой в развитии уличной культуры города. Инициаторами создания граффити на стене центра выступили Артем Хазанов и Дядя Йоу (Logos). Их кураторская идея заключалась в том, чтобы объединить всех локальных райтеров на одной стене.

В 2020 году амбициозный проект был завершен на двухдневном фестивале «Выходи!». В нем приняли участие 15 художников, среди которых были Артем Хазанов, TPK, ХЗК, ЛЯ, Шипа, Квик, Schew и другие. После реконструкции здания рисунки на стене были утеряны. В 2022 году художники вновь собрались, чтобы продолжить летопись граффити-культуры и создать новую масштабную роспись, объединяющую несколько поколений райтеров.
Ярким примером такого подхода стал мурал «Обмен», в котором автор подчёркивает важность коммуникации в процессе эволюции общества.

Грибник становится символом старшего поколения, передающего свой опыт молодому человеку со смартфоном. Связь между грибником и ребенком олицетворяет бесконечный цикл обмена: знания передаются, адаптируются и трансформируются в новые идеи и технологии.

Образ грибника также отсылает к фразе «Архангельский гриб всю Россию кормит», что связывает работу с локальным контекстом. Фоном для композиции служит колоритное «лоскутное одеяло», символизирующее преобразование старого материала в нечто новое и целостное. Этот образ отражает идею о том, что из прошлого можно извлечь ценные уроки и ресурсы для построения будущего. В работе автор также использовал узоры и орнаменты северной мезенской росписи.
Стены Молодежного центра хранят значительный пласт северного городского искусства и работы нескольких поколений авторов, а граффити по-прежнему остается ведущим визуальным языком города. И все же некоторые художники, включая Артема Хазанова, обратили внимание на другие формы передачи творческой идеи, которые основаны на повествовательности и легко находят отклик у широкой аудитории.
Молодежный центр Архангельской области – важная точка притяжения для местного художественного сообщества. Еще в 2012 году на одной из его стен начали появляться первые граффити, которые впоследствии стали значимой вехой в развитии уличной культуры города. Инициаторами создания граффити на стене центра выступили Артем Хазанов и Дядя Йоу (Logos). Их кураторская идея заключалась в том, чтобы объединить всех локальных райтеров на одной стене.

В 2020 году амбициозный проект был завершен на двухдневном фестивале «Выходи!». В нем приняли участие 15 художников, среди которых были Артем Хазанов, TPK, ХЗК, ЛЯ, Шипа, Квик, Schew и другие. После реконструкции здания рисунки на стене были утеряны. В 2022 году художники вновь собрались, чтобы продолжить летопись граффити-культуры и создать новую масштабную роспись, объединяющую несколько поколений райтеров.

Стены Молодежного центра хранят значительный пласт северного городского искусства и работы нескольких поколений авторов, а граффити по-прежнему остается ведущим визуальным языком города. И все же некоторые художники, включая Артема Хазанова, обратили внимание на другие формы передачи творческой идеи, которые основаны на повествовательности и легко находят отклик у широкой аудитории.

Стена Молодежного центра до реконструкции. Фото: news29.ru

Стена Молодежного центра после реконструкции. Фото: news29.ru

Ярким примером такого подхода стал мурал «Обмен», в котором автор подчёркивает важность коммуникации в процессе эволюции общества.

Грибник становится символом старшего поколения, передающего свой опыт молодому человеку со смартфоном. Связь между грибником и ребенком олицетворяет бесконечный цикл обмена: знания передаются, адаптируются и трансформируются в новые идеи и технологии.

Образ грибника также отсылает к фразе «Архангельский гриб всю Россию кормит», что связывает работу с локальным контекстом. Фоном для композиции служит колоритное «лоскутное одеяло», символизирующее преобразование старого материала в нечто новое и целостное. Этот образ отражает идею о том, что из прошлого можно извлечь ценные уроки и ресурсы для построения будущего. В работе автор также использовал узоры и орнаменты северной мезенской росписи.

Кони с волнисто-изогнутыми ногами – отсылка к мезенской росписи, северорусскому народному промыслу. Персонажи мезенского декора, как правило, изображались в двух традиционных цветах палащельской росписи – красном и черном. В народном представлении красные кони символизировали восходящее солнце. Фото: culture.ru

Процесс

Форма арт-объекта: мурал
Стиль: реализм
Материал: фасадная и аэрозольная краска

Ещё одной особенностью мурала стала поверхность – работа выполнена на стене бывшего уличного скалодрома. Его изогнутые, непропорциональные грани оказались настоящим вызовом для художника, но благодаря точным расчётам и скрупулёзно проработанному эскизу Артёму Хазанову удалось создать мурал с минимальными перспективными искажениями.
На территории Молодежного центра Архангельской области в дни росписи стены была организована встреча с горожанами. Артем Хазанов рассказал о замысле своего произведения, об особенностях создания мурала, а креативный продюсер проекта – искусствовед Семён Некрасов – о целях и задачах паблик-арта в целом.

Встреча прошла на открытом воздухе рядом с муралом. Жители Архангельска задали художнику все интересующие их вопросы и поучаствовали в дружеской дискуссии с чаем и пирогами.
Интересные факты о работе:

  • 11 дней заняло рисование мурала
  • 11 метров – верхняя точка подъема, на которой работал художник
  • 280 баллонов аэрозольной краски и 120 литров фасадной израсходовано
  • 135 цветов содержит мурал
  • Прототип мальчика – сын художника Марк
Ещё одной особенностью мурала стала поверхность – работа выполнена на стене бывшего уличного скалодрома. Его изогнутые, непропорциональные грани оказались настоящим вызовом для художника, но благодаря точным расчётам и скрупулёзно проработанному эскизу Артёму Хазанову удалось создать мурал с минимальными перспективными искажениями.
На территории Молодежного центра Архангельской области в дни росписи стены была организована встреча с горожанами. Артем Хазанов рассказал о замысле своего произведения, об особенностях создания мурала, а креативный продюсер проекта – искусствовед Семён Некрасов – о целях и задачах паблик-арта в целом. Встреча прошла на открытом воздухе рядом с муралом. Жители Архангельска задали художнику все интересующие их вопросы и поучаствовали в дружеской дискуссии с чаем и пирогами.
Интересные факты о работе:

  • 11 дней заняло рисование мурала
  • 11 метров – верхняя точка подъема, на которой работал художник
  • 280 баллонов аэрозольной краски и 120 литров фасадной израсходовано
  • 135 цветов содержит мурал
  • Прототип мальчика – сын художника Марк

Автор


  • Артем Хазанов/Shipao (Архангельск)
    Художник
    Моя работа посвящена теме эволюции и обмена, который стал основой современного банковского дела. Грибник символизирует взрослое поколение, передающее свой опыт новому поколению, представленному фигурой ребенка со смартфоном.
  • Артем Хазанов/Shipao (Архангельск)
    Художник
    Моя работа посвящена теме эволюции и обмена, который стал основой современного банковского дела. Грибник символизирует взрослое поколение, передающее свой опыт новому поколению, представленному фигурой ребенка со смартфоном.
Артем Хазанов (Shipao) – уличный художник родом из Архангельска.

На улице автор рисует на самых разных поверхностях: на бетоне, штукатурке, железе и др. Нередко композиция его произведений строится исходя из особенностей фактуры стены, на которой работает автор, а также ее изъянов.

Помимо граффити, автор рисует масштабные муралы на жилых домах, а также участвует во множестве выставок и фестивалей.
«Играй» (совместно с Андреем «Дикеем»), Благовещенск, 2023
«Цветы и дедушка-бублик», Мурманск, 2022
Артем Хазанов (Shipao) – уличный художник родом из Архангельска.

На улице автор рисует на самых разных поверхностях: на бетоне, штукатурке, железе и др. Нередко композиция его произведений строится исходя из особенностей фактуры стены, на которой работает автор, а также ее изъянов.

Помимо граффити, автор рисует масштабные муралы на жилых домах, а также участвует во множестве выставок и фестивалей.

«Играй» (совместно с Андреем «Дикеем»), Благовещенск, 2023

«Цветы и дедушка-бублик», Мурманск, 2022

Над созданием мурала работали


Артем Хазанов
Художник
Семен Некрасов
Креативный продюсер
Андрей Мелехов
Технический директор
Мария Кочнева
Исполнительный продюсер проекта
Мария Ушакова
Креативный продюсер проекта
Полина Ёж
Руководитель проекта
Юлия Булыгина
Менеджер по коммуникациям
Иван Фиев
Директор по развитию
Антон Селезнев
Фотограф
Роман Власов
Видеограф

Мурал «Обмен» на карте