Души не чаю

Серия муралов о городской идентичности, созданных Бюро Новь и СТМ Самокат совместно с жителями трех российских городов.

Души не чаю: Вологда

  • Локация: Набережная речного вокзала – Советский проспект, 56.
Атмосфера города
Город, холодный по своей сути, но теплый по-человечески. В нем чувствуется естественность и простота: ветер в лопухах, дикие растения, накрапывание дождя на реке и лужах, мяуканье пушистых котов. Уют и камерность, характерные для Вологды передаются не через привычные образы теплого пледа, а через важность социальных связей и сплоченность жителей города. Стремление местных к «северной» свободе и выходу настоящего творчества наводит на такой смысловой ряд: «теплый холод», «глубокая синяя река», «ягоды в лесу», «руки ремесленника», «ветер, гуляющий по крышам деревянных домов». Вологда – это ранняя осень, когда все неяркие краски природы еще здесь – в зелени и солнце, но когда уже хочется перепрыгивать лужи и печь дома рогульки с картошкой.
Никита Петров, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Никита Петров, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Река Вологда
Дикие ягоды облепихи, растущие вблизи набережной Речного вокзала
Фольклористы Никита Петров и Яна Павлиди в гостях у Дома с добром
Плетение кружева в цехе фабрики Снежинка
О мурале
В росписи Наталья Пастухова зашифровала многие образы и символы Вологды, призывая зрителя остановиться перед изображением и попытаться разгадать смысл всех фрагментов. В центре сюжета находится сам город, плавно переплетающийся с его природными окрестностями, а главными героями-выходцами из русской народной сказки становятся животные, обретающие антропоморфные черты. Левая часть стены Речного вокзала содержит несколько ключевых образов. Это кружевница за работой, использующая в качестве основного инструмента коклюшки, на которые наматываются нити для плетения. Идея вологодского гостеприимства реализуется через практики угощения гостей пастилой и чаепития. Правее расположились деревянные дома, которые несмотря на общую схематичность композиции выписаны достаточно подробно. Река главным образом пересекает все перечисленные сюжеты, становясь доминантой изображения: детские воспоминания многих вологжан прочно связаны с теплыми образами реки и лодок на берегу. Водная стихия символизирует и движение-путь: летом река – препятствие, а зимой соединяет две части города, становясь дорогой. Словно клубок, река сливает воедино домашнее уютное чаепитие и городские прогулки на лодках, плавно перетекающие в собирание ягод на природе, чему посвящена уже правая часть росписи. Сбор дикорастущих ягод – шиповника, морошки, облепихи – раскрывает радость похода в лес и ощущение свободы, а такие ягоды, как брусника и клюква, в Вологде называют «десертами с местной душой». Само цветовое решение мурала основывается на ярких как плоды, но при этом пастельных, природных оттенках: персиковом, розовом, зеленом, синем, бежевом. Собирая воедино городской и природный ландшафты, Наталья Пастухова подчеркивает важность переплетения двух границ: тихие и уютные звуки леса входят в унисон с шумом реки и городской суеты, от которой всегда можно отдохнуть в гостях за чашкой чая.

Души не чаю: Ярославль

  • Локация: стена гаража НИИ Технических тканей – ул. Бахвалова, 1.
Атмосфера города
Город динамичный, стремительный, полный воспоминаний о дореволюционном расцвете и Валентине Терешковой, первой женщине-космонавте, с которой также ассоциируются местные чайки на реках Волга и Которосль. Город-калейдоскоп, в нем люди не выбирают что-то одно, а выбирают все и сразу. Поэтому может показаться, что пространство и люди куда-то бегут и движутся. Лисы, чайки, если не летают, путешествуют на льдине, потому что есть броуновское движение. Теплый и светлый Ярославль существует в яркой цветовой палитре, но при этом отказывается принимать яркие цвета внутри себя, потому что иначе, кажется, начинает кружиться голова. Творчество здесь не застывшее, а пойманное (в фотографии) и динамичное, живое (перформансы). Ассоциативный ряд с этим городом может быть такой: «шустрое путешествие», «смех и солнце», «чайники в руках торговцев рынка», «город-перекресток», «изумрудные мосты» и «о, смотрите, бабочка!».
Яна Павлиди, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Яна Павлиди, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Команда проекта во время экспедиции в гостях у арт-пространства «Тепло»
Ярославль
Затрапезная ткань из льна, которую отшивали купцы Затрапезновы в Ярославле в XIX
Чайная в Рабочем саду (архивное фото)
Сувенирный изразец
Пространство Текстиль на территории фабрики Красный Перекоп
Чайки/река
Самовары на ярославской барахолке
Команда проекта во время экспедиции в гостях у арт-пространства «Тепло»
Ярославль
Пространство Текстиль на территории фабрики Красный Перекоп
Самовары на ярославской барахолке
Затрапезная ткань из льна, которую отшивали купцы Затрапезновы в Ярославле в XIX
Чайки/река
Чайная в Рабочем саду (архивное фото)
Сувенирный изразец
О мурале
Сюжет росписи, придуманный Натальей Пастуховой, призван содействовать трансформации индустриального района Перекопа. На протяжении нескольких столетий вокруг Ярославской Большой мануфактуры формировался «город внутри города»: управляющие мануфактурой уделяли внимание не только производству товара, но также учили рабочих отдыхать и устраивать пикники в специально созданном для сотрудников фабрики Рабочем саду. На месте, где задуман мурал некогда находилась чайная, которую организовал промышленник Грязнов. Он же научил ярославских рабочих устраивать пикники в парке, которые стали частью локальных привычек ярославцев. Именно ритуал пикника лег в основу сюжета росписи, будучи традиционным способом отдыха «фабричных» жителей Перекопа на протяжении всей истории мануфактуры. На росписи художница изображает все необходимое для удачного чаепития в саду: большой самовар, блюдца с резными узорами, Ростовский, крендель. Наталья использует узоры затрапезной ткани – первого изделия широкого потребления. Именно эта ткань с узнаваемыми бело-синими полосами становится импровизированной скатертью на пикнике, куда спешат герои. На мурале присутствует большое количество плавных поворотов и прямых линий, характерных для местной краснокирпичной архитектуры, а общая динамика росписи напоминает с волнообразными линиями напоминает ткани, развивающиеся в сушильном цехе ткацких фабрик.

Души не чаю: Иваново

  • Локация: территория Новой набережной.
Атмосфера города
Город, в котором все работает, даже экспозиции в музее. Ощущение совершенно рабочего и вместе с тем подвижного, развивающегося города, который молча идет куда-то далеко за пределы своих стремлений, соблюдая традиции. Вместе с тем зелень, которая бросается в глаза — и чувство, что где-то рядом частный сектор, дома, дым бань, возможно, даже огороды, которых так не хватает в мегаполисах. Здесь просто и понятно, и в воздухе забавно смешиваются дорожная пыль и сладкий фабричный запах красителей, свежесть и сладковатая спертость. Ты словно замкнут в этом городе, потому что он не очень большой, но при этом ты не чувствуешь себя пленником, но добровольным соглядатаем. Конструктивистские плавные линии и круги на домах и фабриках, странные, словно нативные пешеходные пути, соединение своего, заземленного (люди, несущие на плечах рулоны ткани) и строящегося, современного (вереница разных дизайнов, вдохновленные и улыбающиеся своей работе люди). Ассоциативный ряд для этого города мог бы состоять из: «уютная геометрия», «ситцевые платки, летящие на ветру», «вырастающий урбанизм», «работники фабрики в перерыве пьют кофе», «кирпичные фабрики, похожие на замки», «извилистая дорога – выбегающая из-под станка ткань».
Никита Петров, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Никита Петров, автор отчета «Городские идентичности и символы пространства: Вологда, Ярославль, Иваново»
Команда проекта во время экспедиции на ж/д вокзале Иваново – памятнике конструктивизма
Фабричные окна старейшего тектильного предприятия Иваново – Самойловского комбината
Первый рабочий поселок
Город-сад
Дым фабричных труб
Команда проекта во время экспедиции на ж/д вокзале Иваново – памятнике конструктивизма
Фабричные окна старейшего тектильного предприятия Иваново – Самойловского комбината
Первый рабочий поселок
Город-сад
Дым фабричных труб
О мурале
Фабричность – ключевая идея, пронизывающая роспись в Иваново. Ивановцы на лету схватывают все современные тенденции в фабричном производстве, а главным звуковым фоном города становится незатихающий шум ткацких станков, который свидетельствует о том, что работа идет и город жив. Воплотить концепцию беспрерывного производства призван образ оживших терракотов, дыхание которой обуславливает создание ситца, а волнообразные линии, выходящие из под лап антропоморфной мануфактуры, напоминают ткани, плавно развивающиеся в сушильном цехе фабрики. Превращаясь в ткань-реку, извилистое течение пронизывает всю роспись, соединяя между собой другие важные для самоопределения города маркеры. Одним из них становится метафора города-сада, которую часто употребляют в отношении Иваново: город утопает в зелени, а весной по всем окрестностям разливается запах цветущей вишни. Жители города часто собираются на природе, поэтому многие ивановцы характеризуют себя через любовь к чаепитиям и даже существует локальное прозвище людей, которые постоянно пьют чай – «ивановские водохлебы». Так в городском воздухе причудливо переплетаются между собой сладкий фабричный запах красителей и природная свежесть, которая дарит прилив новых сил. В изображении преобладают красные оттенки, близкие и понятные среди окружения ткацкой мануфактуры. На формальном уровне соединяются плавные повороты и прямые линии, характерные для конструктивистского стиля, а отдельные элементы росписи, ее орнаментальные и цветочные мотивы схожи с узорами ситца, производство которого однажды превратило город в «текстильную столицу».

Об авторе

Наталья Пастухова
Наталья Пастухова – художница из Екатеринбурга. Рисовать на улице она начала в 15 лет и затем редко оставляла город без внимания. Посредством изображения животных, обретающих антропоморфные очертания, флористических образов и ритмичных орнаментов, художница стремится разговаривать с миром. Каждое ее произведение – это исследование конкретной темы или локации.

На счету Наталья Пастуховой стены зданий и жилых домов в Екатеринбурге и Перми, на Ямале, в Новотроицке, Новосибирске, Альметьевске, на Чукотке и многих других местах. Автор также занимается брендингом и оформлением пространств. Среди ее работ – бистро IKEA и автомобильная парковка в Финляндии, а также проект в Ельцин-Центре.

«В прошлом году я подумала о том, что путешествую и работаю в северных широтах и никогда не была в городах золотого кольца. А в этом году я побывала в трех из них по два раза! В первый раз с целью познакомиться с городом и его жителями, а во второй – нарисовать свой проект совместно с жителями.Три абсолютно разных города с разной историей и духом, как будто я ездила по разным странам, в которых люди говорят на одном языке, но говорят и живут по разному. Надеюсь мне удалось отразить это в моих работах. Это такое яркое впечатление!»

Команда проекта

Мы благодарим каждого жителя, оказавшего помощь в организации проекта, а также принявшего активное участие в создании муралов.

Особая благодарность